Положение об организации библиотечного обслуживания населения, комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов библиотек поселений Новоаннинского муниципального района Волгоградской области

Руководствуясь Федеральным  законом от 6 октября 2003года       №131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления     в Российской Федерации», Федеральным законом от 29  декабря 1994  года № 78-ФЗ «О библиотечном деле», Федеральным законом от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном  экземпляре документов», Законом  Волгоградской области от 13 мая 2008 года   № 1686-ОД «О библиотечном обслуживании в Волгоградской области», Уставом Новоаннинского муниципального района,  Распоряжением Правительства Российской Федерации   от  13 июля 2007 года  № 923-р «Об   изменении   социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства  Российской Федерации от  03 июля 1996 года № 1063-р»,

Новоаннинская районная  Дума  р е ш и л а:

1. Утвердить Положение об организации библиотечного обслуживания населения, комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов библиотек поселений Новоаннинского муниципального района Волгоградской области,  согласно приложению.

2. Опубликовать настоящее решение в официальном издании «Новоаннинский вестник» в установленном порядке.

3. Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования.

4. Контроль над исполнением настоящего решения возложить на председателя постоянной комиссии Новоаннинской районной Думы по социальным вопросам Макаркину Г.И.

Глава Новоаннинского

муниципального района                                                    Н.С. Моисеев

Приложение

к решению Новоаннинской

районной Думы

от 27 февраля  2014 года  № 29/271

Положение

об организации библиотечного обслуживания населения, комплектования и обеспечения сохранности библиотечных фондов библиотек поселений Новоаннинского  муниципального района Волгоградской области

1. Основные положения

1.1.  Положение об организации библиотечного обслуживания   в Новоаннинском муниципальном районе (далее – именуется Положение) определяет основы организации библиотечного обслуживания на территории Новоаннинского муниципального района,  устанавливает права и обязанности граждан, а также органов местного самоуправления в сфере библиотечного дела, регулирует общие вопросы организации и деятельности библиотек, правовые отношения и экономические основы библиотечного дела.

1.2. Библиотечное обслуживание в соответствии с настоящим Положением реализуется на территории Новоаннинского муниципального района, в состав которого входят следующие муниципальные образования:

Городское поселение город Новоаннинский, Амовское сельское поселение, Березовское сельское поселение, Бочаровское сельское поселение, Галушкинское сельское поселение, Деминское сельское поселение, Новокиевское сельское поселение, Краснокоротковское сельское поселение, Полевое сельское поселение, Панфиловское сельское поселение, Тростянское сельское поселение, Староаннинское сельское поселение, Филоновское сельское поселение, Чекресовское сельское поселение.

1.3.  Настоящее Положение является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Новоаннинском муниципальном районе и призвано содействовать реализации конституционных прав человека на свободный доступ к информации, знаниям, приобщению к культурным ценностям.

1.4. В Положении используются следующие понятия:

- общедоступная библиотека – информационное, культурное, учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам (абонентам),  независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии, а также осуществляющее другие библиотечные услуги (п.3.1.39 ГОСТа 7.0-99);

- Муниципальное казенное учреждение культуры «Новоаннинская  межпоселенческая библиотека» (далее именуемое – МКУК «НМБ») – муниципальное учреждение, в которое входит 23 филиала;

- библиотека-филиал -  структурное подразделение юридического лица, обслуживающая все слои населения сельского или городского поселения по месту своего расположения, работающее под руководством межпоселенческой  (центральной) библиотеки (п.3.4.2.5. ГОСТа 7.0-99);

- межпоселенческая  библиотека – головное подразделение МКУК «НМБ», управляющее библиотеками-филиалами и обеспечивающее  централизованное комплектование, обработку документов, справочно-библиографическое, информационное обслуживание на основе единого справочно – библиографического аппарата, выполняющая функции координационного и научно-методического центра, межбиблиотечного абонемента (п.34.2.4ГОСТа 7.0-99);

- библиотечное обслуживание - совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг (п.3.2.2.4 ГОСТа 7.0-99);

- (ЦБС) централизованная библиотечная сеть - совокупность взаимодействующих библиотек, объединенных общностью задач и организационных решений в структурно-целостное образование, функционирующее на основе общего управления, единого штата, представляющее собой единую организацию с общим имуществом,  связанную единым технологическим процессом формирования и использования библиотечных фондов, в целях более полного удовлетворения запросов пользователей и эффективного использования библиотечных ресурсов; (п. 3.4.2.3 ГОСТа 7.0-99)

1.5. Настоящее Положение как муниципальный правовой акт подлежит обязательному исполнению органами местного самоуправления, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, гражданами, проживающими на территории Новоаннинского муниципального района, в пределах их компетенции.

2. Организации библиотечного обслуживания населения Новоаннинского муниципального района

2.1. Организация сети библиотек муниципального района.

МКУК «НМБ»  и другие муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями муниципального района, образуют библиотечную сеть Новоаннинского муниципального района.

Муниципальные общедоступные (публичные) библиотеки (далее-муниципальные библиотеки) организуют библиотечное обслуживание населения района (жителей городского и сельских поселений на  территории Новоаннинского муниципального района). Муниципальные библиотеки  объединены в муниципальное  казенное учреждение культуры «Новоаннинская межпоселенческая библиотека» Новоаннинского муниципального района Волгоградской области  (далее – именуемое Учреждение).

Структура, цели и  виды деятельности учреждения определяются уставом учреждения. Библиотеки муниципальных  образовательных учреждений являются структурными подразделениями этих учреждений, функционируют во взаимодействии с муниципальными библиотеками и обеспечивают удовлетворение потребностей пользователей в процессе учебной деятельности.

Особенности организации библиотечного обслуживания конкретными библиотеками на территории  Новоаннинского муниципального района устанавливается учредительными документами библиотек.

Центральной библиотекой Новоаннинского муниципального района является межпоселенческая  библиотека.  Межпоселенческая библиотека формирует, хранит и предоставляет пользователям наиболее полное собрание документов, организует взаимоиспользование библиотечными ресурсами территории, оказывает методическую помощь иным библиотекам.

3. Правовое регулирование библиотечного обслуживания в Новоаннинском муниципальном районе

3.1.  Новоаннинский муниципальный район осуществляет библиотечное обслуживание  поселений на основе соглашений о передаче полномочий в сфере библиотечного  обслуживания с уровня поселений на уровень муниципального района, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с полномочиями муниципального района в данной области.

Пользователи библиотек обслуживаются  в соответствии с положениями библиотек, правилами пользования библиотеками, правилами предоставления платных услуг и иными локальными нормативными актами, принятыми в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

3.2.  Права муниципальных библиотек:

- самостоятельно определять содержание деятельности в соответствии с уставными целями;

- утверждать по согласованию с учредителем правила пользования библиотеками, правила предоставления платных услуг, размер и виды компенсационного ущерба, причиненного библиотеке, сумму залога и штрафов;

- утверждать по согласованию с учредителем структуру и штатное расписание  библиотеки;

- участвовать в хозяйственной деятельности;

- участвовать в работе библиотечных объединений и реализации программ развития библиотек;

- определять источники пополнения фондов;

- получать  один бесплатный обязательный экземпляр газеты, которая является официальным источником опубликования муниципальных правовых актов на территории муниципального района;

- получать  один бесплатный обязательный экземпляр газеты, которая является официальным источником опубликования муниципальных правовых актов на территории соответствующего поселения;

- библиотеки освобождаются от арендной платы за помещения, в которых расположены;

- совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству.

3.3.  Обязанности муниципальных библиотек:

- обеспечивать реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание и доступ к фондам библиотек;

- информировать население о составе фондов через систему каталогов, картотек и баз данных;

- отчитываться перед учредителем и населением о своей деятельности, а также перед другими уполномоченными органами в установленном законодательством порядке.

3.4.  МКУК «НМБ» и другие муниципальные библиотеки владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними имуществом в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

3.5.  Права и обязанности пользователей.

Пользователи имеют право:

- стать пользователями библиотек по предъявлении документов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетие в возрасте до 14 лет – документов, удостоверяющих личность их законных представителей;

- бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

- бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

- бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;

- получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;

- пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой;

- независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Новоаннинского муниципального района;

- бесплатно получать в библиотеках информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа;

- незрячие и слабовидящие граждане имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации через систему межбиблиотечного абонемента;

- пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов через заочные или нестационарные формы обслуживания;

- пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в специализированной  детской библиотеке,  а также в  библиотеке семейного чтения Новоаннинского муниципального района.

3.6. Обязанности пользователей:

- соблюдать правила пользования библиотеками.

- за  нарушение правил пользования библиотеками и причинение библиотекам ущерба, компенсировать его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также нести иную ответственность в случаях, предусмотренных законодательством.

4. Полномочия органов местного самоуправления Новоаннинского муниципального района в области библиотечного обслуживания

4.1. К полномочиям органов местного самоуправления Новоаннинского муниципального района  относится:

- гарантированное финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов муниципальных библиотек;

- реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;

- организация и проведение мероприятий, направленных на повышение уровня организации библиотечного дела в Новоаннинском муниципальном районе;

- утверждение ведомственных целевых программ  деятельности библиотек МКУК «НМБ» и отчетов об их выполнении;

- создание, реорганизация и ликвидация МКУК «НМБ» в соответствии законодательством Российской Федерации

- присвоение центральной библиотеке МКУК «НМБ»  статуса межпоселенческой библиотеки;

- осуществление контроля над организацией библиотечного дела в Новоаннинском муниципальном районе, в том числе за соблюдением государственных библиотечных стандартов и нормативов, социального библиотечного минимума Волгоградской области;

- определение перечня платных услуг и согласование цен (тарифов) на эти услуги;

- участие в проведении работ по организации подготовки и переподготовки кадров работников в сфере организации библиотечного обслуживания;

- осуществление иных полномочий по организации и развитию библиотечного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской  области.

4.2 Органы местного самоуправления Новоаннинского муниципального района и поселений, входящих в состав Новоаннинского муниципального района, должностные лица не вправе принимать решения и осуществлять действия, если это влечет за собой нарушение конституционных прав пользователей, ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек,  их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, сохранности библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.

5. Нормативы организации библиотечного обслуживания в Новоаннинском муниципальном районе

5.1 Доступное размещение библиотек:

- в населенных пунктах до трехсот  (300) жителей население обслуживают книгоноши, пункт выдачи от межпоселенческой  или ближайшей библиотеки;

- в населенных пунктах от  трехсот (300) жителей организуются  стационарные муниципальные библиотеки-филиалы централизованной библиотечной системы в соответствии с муниципальными нормативами;

- в районном центре Новоаннинского  муниципального района организуются  межпоселенческая (центральная районная) библиотека и центральная детская библиотека. Самостоятельная детская библиотека может быть организована в городе при наличии 4-7 тысяч жителей в возрасте до 14 лет.

Рассчитывая количество библиотек на территории в соответствии с нормативом, следует принимать во внимание все население, проживающее в зоне библиотечного обслуживания поселения, а не только в том населенном пункте, где располагается библиотека.

В удаленных населенных пунктах допускается открытие и содержание стационарной библиотеки менее чем на 500 жителей. В тех случаях, когда нагрузка на такую библиотеку значительно ниже установленных нормативов, в порядке исключения может быть изменен режим работы библиотеки.

Доступность библиотек для всего населения обеспечивается их удобным местоположением – в центре поселения (жилого квартала микрорайона, района).

При размещении в одном здании с образовательным учреждением (детский сад, школа) библиотека должна иметь автономный вход-выход для свободного доступа посетителей. При размещении библиотеки в социокультурном комплексе с Домом культуры, музеем, административным центром должны предусматриваться специальные библиотечные помещения, обеспечивающие комфортную обстановку для пользователей.

Эффективным подходом к организации библиотечного обслуживания населения является профилирование и специализация библиотек-филиалов (Библиотека семейного чтения, библиотека-музей    и т.п.). Профилированная библиотека оказывает всему населению района стандартный набор обязательных библиотечных услуг и дополнительно обеспечивает углубленные потребности определенной группы пользователей.

5.2.  Обеспеченность ресурсами в библиотеках учреждения.

Основные требования к формированию фондов муниципальных  библиотек:

- библиотечные фонды муниципальных библиотек Новоаннинского муниципального района формируются на основе печатных и иных носителей информации и должны содержать источники информации по всем основным отраслям знания;

- при комплектовании библиотечных фондов учитываются потребности населения, читательский спрос, данные об использовании уже имеющегося собрания документов, нормы комплектования, установленные социальным библиотечным минимумом Волгоградской  области;

- библиотечный фонд обязан содержать краеведческие местные периодические издания, материалы, книги и другие документы, имеющие отношение к данной местности;

- ежегодное пополнение фонда – не менее 250 документов (книги, периодика, аудио-видео документы, электронные документы, базы данных, озвученные книги и др.) из расчета   на 1000 жителей;

- ежегодная подписка на периодические издания для муниципальных библиотек сельского поселения определяется из расчета не менее 15 названий (5 газет, 10 журналов) на 1000 жителей, в том числе для детей 1 название газеты, 3-5 названий журналов;

- объем фонда периодических изданий межпоселенческой библиотеки рассчитывается исходя из количества населения, (но не менее 50 названий), Центральной детской библиотеки – населения в возрасте до 14 лет (не менее 30 названий);

- показатели для фонда аудиозаписей (речевых и музыкальных) и видеозаписей должны быть не менее 10 единиц на 1000 жителей. Ежегодное пополнение – не менее 20 звукозаписей и 4 видеозаписей из расчета на 1000 жителей;

- фонд справочных и библиографических изданий должен составлять до 10% к общему фонду и быть доступен любому пользователю в любое время работы библиотеки;

- доступ к документам, которые отсутствуют в фонде библиотеки, но могут быть получены посредством каналов межбиблиотечной связи, осуществляется по предварительному заказу (внестационарное обслуживание, межбиблиотечный абонемент, электронная доставка документов). Организатором этой связи является межпоселенческая библиотека муниципального образования.

5.3. Организация библиотечного пространства.

Помещения библиотеки предназначаются для размещения и передвижения пользователей, библиотечных ресурсов, персонала.

Размеры площадей определяются в соответствии с установленными нормативами:

- площади для размещения абонемента с открытым доступом к фонду и кафедрами выдачи – из расчета 5 кв.м на 1000 ед. хранения; с закрытым доступом к фонду – 5,5 кв. м на 1000 томов; с ограниченным доступом к фонду – 7 кв. м на 1000 томов;

- площади для размещения читальных залов с открытым доступом к фонду из расчета 5 кв. м на 1000 томов;

- около 10 % посадочных мест для читателей должны находиться в зоне «легкого» чтения или в зоне отдыха;

- число посадочных мест для просмотра периодических изданий определяется из расчета 3 кв. м на 1 место (или 5 мест на каждые 1000 жителей);

- площади для индивидуального использования аудио-видеодокументов, электронных документов, доступа в Интернет должны быть увеличены на 5-10 кв. м. с выделением отдельного помещения;

- площади для пользователей в зоне справочной службы (место «быстрой справки») может составлять 10 кв. м на 1000 томов;

- для размещения выставок нормативная площадь одного из основных подразделений библиотеки (абонемент или читальный зал) может увеличиваться до 10%.

- размеры помещений, предназначенных для обслуживания детей, включают показатели размещения служб выдачи материалов, индивидуальной работы (просмотра, прослушивания), коллективных форм. Для детских мероприятий целесообразно выделить отдельное помещение размером – из расчета 1,5 кв.м. на 1 посетителя.

- количество служебных помещений зависит от числа штатных сотрудников и выполняемых ими функций, но не менее 20 % площади читательской зоны. Служебные помещения должны иметь удобную функциональную связь, как между собой, так и с подразделениями обслуживания читателей.

- площади основных служебных участков определяются в соответствии с их назначением и с установленными нормативами:

- площадь 1 рабочего места для персонала, занятого в процессах комплектования и обработки фондов – 9-12 кв. м.;

- для персонала методической службы – 9 кв. м.;

- для административного персонала – 5-6 кв.м., в том числе для директора, заместителя директора – не менее 10 кв.м.

6. Материально-техническое обеспечение  библиотек

6.1. Библиотеки Новоаннинского муниципального района являются важным элементом информационных систем. С этой целью модернизируются все основные библиотечные процессы: комплектование и обработка, справочно-поисковый аппарат, обслуживание читателей, управление библиотекой (библиотечной системой).

6.2.  Для эффективного использования документов в процессах библиотечного и информационного обслуживания, качественного предоставления услуг населению, библиотека должна иметь соответствующие технические средства и средства связи:

- на каждые 500 пользователей – 1 персональный компьютер, принтер, телефон, канал связи для обеспечения доступа к сети Интернет.

Оснащенность муниципальных библиотек МКУК «НМБ» техническими средствами и современными технологиями должна полностью обеспечивать выполнение ими основных функций и должна учитывать возможности их рационального использования.

6.3 Рабочие места для производственных целей и для обслуживания пользователей должны быть оборудованы, обеспечены средствами противопожарной безопасности и пожаротушения согласно требованиям по противопожарной безопасности.

6.4 Муниципальная библиотека обеспечивается средствами противопожарной безопасности и пожаротушения согласно требованиям по противопожарной безопасности.

7. Управление, структура МКУК «НМБ»

7.1. МКУК «НМБ» руководит директор, одновременно являющийся и директором межпоселенческой библиотеки, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности учредителем

7.2. Структура и штатное расписание МКУК «НМБ» разрабатывается директором и утверждается учредителем.

7.3. Директор МКУК «НМБ»:

- организует работу  учреждения и несет полную ответственность за его деятельность;

- обеспечивает соблюдение законности и установленной дисциплины, создание условий для сохранности муниципальной собственности, эффективного использования ресурсов учреждения для решения производственных задач и социального развития коллектива. Способствует повышению, активности и ответственности сотрудников учреждения за выполнение поставленных задач;

- определяет круг обязанностей сотрудников учреждения;

- устанавливает по согласованию с учредителем должностные оклады, надбавки, доплаты и размеры премирования в пределах утвержденного единого фонда оплаты труда;

- представляет учреждение в государственных и общественных организациях в соответствии с действующим законодательством;

- организует отчет учреждения перед вышестоящими организациями в соответствии с законодательством.

7.4. Заместитель директора по работе с детьми назначается и освобождается от занимаемой должности директором и несет ответственность за свою деятельность в соответствии с должностной инструкцией.

7.5. Сотрудники МКУК «НМБ» назначаются и освобождаются от занимаемых должностей директором.

7.6. МКУК «НМБ» составляет годовые, месячные планы, отчеты в установленном порядке.

7.7. Для выполнения основных задач и функций руководство МКУК «НМБ» имеет право:

- утверждать перспективные и текущие планы деятельности межпоселенческой библиотеки  и библиотек-филиалов;

- определять расходы учреждения по обеспечению основных функций;

- приобретать различные виды носителей информации в организациях и фирмах, независимо от видов собственности.

-списывать книги и другие носители информации из фондов в установленном порядке.

7.8.  Структура МКУК «НМБ»:

1) межпоселенческая  библиотека  со структурными подразделениями и  филиалом;

2) библиотеки-филиалы, в основе которых лежит принцип взаимодействия в рамках единого административно-хозяйственного управления.

7.9. Руководство библиотеками-филиалами осуществляется главными библиотекарями. Их назначение и освобождение от занимаемой должности осуществляет директор МКУК «НМБ».

8. Трудовые отношения работников библиотек

Социальная поддержка работников

8.1.  Администрация МКУК «НМБ» и ее учредитель должны обеспечить достаточное число сотрудников.

Нормативная потребность в штатных работниках-специалистах определяется исходя из основных показателей  деятельности библиотеки на основе конкретных расчетов в соответствии с «Межотраслевыми нормами времени на работы, выполняемые в библиотеках» и «Модельным стандартом деятельности муниципальной библиотеки Волгоградской области»:

- комплектование и обработка документов – из расчета 1 чел. на 1000 экз. вновь поступивших документов;

- организация фонда – из расчета 1- 2 человека на 100 тысяч томов;

- обслуживание пользователей: в городском поселении – 1 работник на полную ставку на 1000 жителей; в сельском поселении – 1 работник на полную ставку на 500 жителей.

8.2. В штате библиотеки должны быть специалисты, обладающие специальными знаниями, необходимыми для выполнения специальных библиотечных услуг, различных функциональных обязанностей, которые выделяются сверх нормативной обеспеченности (но на основе конкретных расчетов и утвержденных должностных инструкций).

8.3. В штатном расписании предусматриваются сверх расчетного норматива штаты, обеспечивающие деятельность управленческого, административно-хозяйственного, финансово-экономического блоков.

8.4. Эффективность учреждения определяется на основании предпринятых мер по развитию непрерывного образования всего персонала, ориентируясь на разнообразные формы обучения (обучение в колледже и вузе с использованием возможностей целевого набора, курсы, семинары, стажировки, др.). Важен и полезен обмен профессиональными знаниями с библиотекарями внутри региона, внутри страны, с зарубежными коллегами, созданию условий для каждого работника 1 раз в 5 лет обновлять знания по курсовой программе, включая систематическое обучение работников новым информационным технологиям и услугам.

Сумма, предназначенная для целей обучения персонала библиотеки, составляет не менее 0,5-1% от общего бюджета библиотеки.

8.5. Регулирование правоотношений между работниками библиотек и работодателем осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.

8.6. Порядок оплаты труда и условия выплаты надбавок стимулирующего и компенсационного характера работникам библиотек определяются в соответствии с Положением об оплате труда и премирования  МКУК «НМБ».

8.7. Работникам библиотек предоставляется  дополнительный  оплачиваемый отпуск за общий непрерывный стаж работы:

После 5 лет – 3  рабочих дня

После 10 лет -5 рабочих дней

После 15 лет – 8 рабочих дней

После 20 лет -10 рабочих дней.

9. Заключительные положения.

9.1. Настоящее положение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Новоаннинской

районной Думы                                                                                                                  Ю.А. Стадник

Комментарии запрещены.

Календарь событий